СП: решить проблему обманутых дольщиков поможет их полный учет и увеличение финансирования
СП: решить проблему обманутых дольщиков поможет их полный учет и увеличение финансирования
Дата: 21.07.2020
СП: решить проблему обманутых дольщиков поможет их полный учет и увеличение финансирования
Счетная палата проанализировала ситуацию в сфере долевого строительства и выявила риски невыполнения программ помощи обманутым дольщикам и дальнейшего роста числа граждан, пострадавших от недобросовестных застройщиков. С одной стороны, это обусловлено текущей экономической обстановкой, с другой – нехваткой финансирования.
«На март текущего года в Единый реестр проблемных объектов включено более трех тысяч домов и свыше тысячи застройщиков в 76 регионах. Наиболее сложная ситуация складывается в Москве, Московской, Ленинградской, Нижегородской областях и Краснодарском крае. С учетом снижения покупательной способности населения, а также участившихся случаев банкротства небольших и средних застройщиков, есть риски дальнейшего увеличения количества проблемных объектов и, соответственно, числа обманутых дольщиков», – заявила на Коллегии аудитор Счетной палаты Светлана Орлова.
Проблема усугубляется еще и тем, что до сих пор нет полной и достоверной информации о количестве граждан, права которых были нарушены.
«Из-за изменений в законодательстве с середины 2019 года регионы не ведут реестр таких граждан. На июль прошлого года в нем числилось порядка 48 тыс. человек. В то же время по различным экспертным оценкам, их общее количество сейчас составляет от 180 до 200 тыс. человек. Поэтому Счетная палата рекомендует Правительству в первую очередь провести совместно с регионами полную инвентаризацию обманутых дольщиков», – отметила аудитор.
Следующее, что важно сделать, – это оценить финансовые возможности бюджетов всех уровней по софинансированию программ помощи обманутым дольщикам. По мнению Счетной палаты, проблема финансирования – это сейчас один из главных сдерживающих факторов.
Так, по оценке Фонда защиты прав дольщиков, на 1 января 2020 года необходимо достроить 3137 жилых домов, и на это нужно 686 млрд рублей. В свою очередь в «АО «ДОМ.РФ» подсчитали, что только из федерального бюджета в 2020-2024 годах на эти цели потребуется порядка 722 млрд рублей. При этом законом о бюджете Фонду в 2020 году предусмотрено только 3 млрд рублей, а в 2021-2022 годах бюджетные ассигнования вообще не запланированы.
Аналогичная ситуация складывается и по региональным бюджетам. Так, в 2020-2022 годах средства на достройку проблемных объектов предусмотрены только в 31 регионе в размере немногим более 40 млрд рублей. При этом большинство регионов, согласно утвержденным «дорожным картам», планировали полностью восстановить права обманутых дольщиков в 2020-2022 годах. «Отсутствие финансирования, особенно в условиях распространения короновируса, создает существенные риски незавершения реализуемых мероприятий в установленные сроки. А это, в свою очередь, может привести к увеличению социальной напряженности в обществе», – считает Светлана Орлова.
Есть вопросы и к работе самого Фонда.
Во-первых, это низкий уровень расходования средств, которые Фонд получил из федерального бюджета в 2018-2019 годах. Так, в 2018 году из предусмотренных 8 млрд рублей он использовал только 43,5 млн рублей (0,54%), в 2019 году – 8,11 млрд рублей из 43,56 млрд рублей (18,6%).
«Это свидетельствует о крайне низком качестве бюджетного планирования у Минстроя России. Бюджетные средства выделялись Фонду в отсутствие оценки степени технической готовности проблемных объектов, без определения необходимого размера денежных средств и сроков завершения строительства, а также размера предполагаемого возмещения обманутым дольщикам», – констатировала Светлана Орлова.
Второе, что обращает на себя внимание, – это многократное превышение заработной платы сотрудников Фонда относительно средней по России и Москве. При этом высокий уровень зарплат пока не подкреплен значимыми результатами.
«Результаты деятельности Фонда как института развития можно охарактеризовать как «весьма скромные, – отметила аудитор. – Так, за три года его работы (с 2017 по 2019 годы) завершено строительство чуть более 3 тысяч жилых помещений, а компенсации выплачены немногим более 1 300 обманутым дольщикам».
По итогам анализа Счетная палата направила Президенту и в Правительство информационные письма с конкретными предложениями решения выявленных проблем.
Международный опыт
Государственное контрольное управление США
Министерство жилищного строительства и городского развития США оказывает поддержку в вопросах жилищной аренды для домохозяйств с низким уровнем дохода. Поддержка осуществляется через ваучерную программу выбора жилья: домохозяйству выдается специальный документ (ваучер), который используется для покрытия платежей в рамках аренды частных квартир или домов, доступных на рынке. В 2016 году на реализацию программы было выделено около 20 млрд долл. США, и порядка 2,4 млн домохозяйств получили поддержку. Государственные жилищные агентства, с помощью которых осуществляется программа, сообщили о различных схемах мошенничества в отношении участников ваучерной программы. В ходе проверки онлайн-объявлений и сайтов, посвященных аренде, ВОА США выявил несколько потенциальных признаков мошеннических схем. Проведенный ВОА анализ ситуации показал, что вид мошенничества зависит от стадии ваучерной программы и статуса участника – заявитель, держатель ваучера или домовладелец.
Национальное контрольно-ревизионное управление Великобритании
В апреле 2013 года правительство запустило программу поддержки граждан, желающих приобрести жилье, «Помощь в покупке» (Help to Buy). Целью программы является стимулирование спроса на новое жилье за счет повышения доступности ипотечного финансирования и стимулирования застройщиков к строительству новых домов. В рамках программы правительство предлагает покупателям жилья в новых домах кредит на оплату первоначального взноса по ипотеке в размере до 20% от стоимости покупки. Это дополняет собственный взнос покупателя, который обычно должен составлять не менее 5%. Затем покупатели берут ипотечный кредит, как правило, в размере 75% от стоимости собственности. Ипотечные кредиты в размере 75% или менее от стоимости недвижимости зачастую имеют более низкую процентную ставку. ВОА Великобритании отмечает, что размер программы и механизм ее реализации соответствуют намерению Министерства по делам общин и местного самоуправления оказать существенное влияние на рынок недвижимости. Максимальный бюджет программы составил 4,6 млрд долл. США. Спрос в начале осуществления программы оказался высоким: за первые девять месяцев программой воспользовались 12,875 покупателей. Министерство рассчитывает вернуть инвестиции в размере около 6 млрд долл. США к 2040–2041 годам.
Национальное контрольно-ревизионное управление КНР
ВОА Китая проводит ежегодные проверки в отношении городских жилищных проектов, субсидируемых государством. В отчете 2016 года сообщается, что ВОА провел аудит 14,8 тыс. жилищных проектов. В ходе проверки было установлено, что объем средств на жилищные проекты, которые были незаконно выведены или присвоены, снизился на 78% по сравнению с предыдущим годом. Тем не менее, аудит выявил ряд проблем:
- наблюдались недостатки в управлении и контроле за проектами жилищного строительства;
- не применялись налоговые или финансовые преференции;
- политика в отношении реновации трущоб и строительства вспомогательных объектов не была осуществлена в полной мере;
- отмечались недостатки со стороны управляющих организаций в вопросах управления, в механизмах проверок и контроля.
Источник: https://ach.gov.ru/checks/sp-reshit-problemu-obmanutykh-dolshchikov-pomozhet-uvelichenie-finansirovaniya-i-polnyy-uchet-takikh
«На март текущего года в Единый реестр проблемных объектов включено более трех тысяч домов и свыше тысячи застройщиков в 76 регионах. Наиболее сложная ситуация складывается в Москве, Московской, Ленинградской, Нижегородской областях и Краснодарском крае. С учетом снижения покупательной способности населения, а также участившихся случаев банкротства небольших и средних застройщиков, есть риски дальнейшего увеличения количества проблемных объектов и, соответственно, числа обманутых дольщиков», – заявила на Коллегии аудитор Счетной палаты Светлана Орлова.
Проблема усугубляется еще и тем, что до сих пор нет полной и достоверной информации о количестве граждан, права которых были нарушены.
«Из-за изменений в законодательстве с середины 2019 года регионы не ведут реестр таких граждан. На июль прошлого года в нем числилось порядка 48 тыс. человек. В то же время по различным экспертным оценкам, их общее количество сейчас составляет от 180 до 200 тыс. человек. Поэтому Счетная палата рекомендует Правительству в первую очередь провести совместно с регионами полную инвентаризацию обманутых дольщиков», – отметила аудитор.
Следующее, что важно сделать, – это оценить финансовые возможности бюджетов всех уровней по софинансированию программ помощи обманутым дольщикам. По мнению Счетной палаты, проблема финансирования – это сейчас один из главных сдерживающих факторов.
Так, по оценке Фонда защиты прав дольщиков, на 1 января 2020 года необходимо достроить 3137 жилых домов, и на это нужно 686 млрд рублей. В свою очередь в «АО «ДОМ.РФ» подсчитали, что только из федерального бюджета в 2020-2024 годах на эти цели потребуется порядка 722 млрд рублей. При этом законом о бюджете Фонду в 2020 году предусмотрено только 3 млрд рублей, а в 2021-2022 годах бюджетные ассигнования вообще не запланированы.
Аналогичная ситуация складывается и по региональным бюджетам. Так, в 2020-2022 годах средства на достройку проблемных объектов предусмотрены только в 31 регионе в размере немногим более 40 млрд рублей. При этом большинство регионов, согласно утвержденным «дорожным картам», планировали полностью восстановить права обманутых дольщиков в 2020-2022 годах. «Отсутствие финансирования, особенно в условиях распространения короновируса, создает существенные риски незавершения реализуемых мероприятий в установленные сроки. А это, в свою очередь, может привести к увеличению социальной напряженности в обществе», – считает Светлана Орлова.
Есть вопросы и к работе самого Фонда.
Во-первых, это низкий уровень расходования средств, которые Фонд получил из федерального бюджета в 2018-2019 годах. Так, в 2018 году из предусмотренных 8 млрд рублей он использовал только 43,5 млн рублей (0,54%), в 2019 году – 8,11 млрд рублей из 43,56 млрд рублей (18,6%).
«Это свидетельствует о крайне низком качестве бюджетного планирования у Минстроя России. Бюджетные средства выделялись Фонду в отсутствие оценки степени технической готовности проблемных объектов, без определения необходимого размера денежных средств и сроков завершения строительства, а также размера предполагаемого возмещения обманутым дольщикам», – констатировала Светлана Орлова.
Второе, что обращает на себя внимание, – это многократное превышение заработной платы сотрудников Фонда относительно средней по России и Москве. При этом высокий уровень зарплат пока не подкреплен значимыми результатами.
«Результаты деятельности Фонда как института развития можно охарактеризовать как «весьма скромные, – отметила аудитор. – Так, за три года его работы (с 2017 по 2019 годы) завершено строительство чуть более 3 тысяч жилых помещений, а компенсации выплачены немногим более 1 300 обманутым дольщикам».
По итогам анализа Счетная палата направила Президенту и в Правительство информационные письма с конкретными предложениями решения выявленных проблем.
Международный опыт
Государственное контрольное управление США
Министерство жилищного строительства и городского развития США оказывает поддержку в вопросах жилищной аренды для домохозяйств с низким уровнем дохода. Поддержка осуществляется через ваучерную программу выбора жилья: домохозяйству выдается специальный документ (ваучер), который используется для покрытия платежей в рамках аренды частных квартир или домов, доступных на рынке. В 2016 году на реализацию программы было выделено около 20 млрд долл. США, и порядка 2,4 млн домохозяйств получили поддержку. Государственные жилищные агентства, с помощью которых осуществляется программа, сообщили о различных схемах мошенничества в отношении участников ваучерной программы. В ходе проверки онлайн-объявлений и сайтов, посвященных аренде, ВОА США выявил несколько потенциальных признаков мошеннических схем. Проведенный ВОА анализ ситуации показал, что вид мошенничества зависит от стадии ваучерной программы и статуса участника – заявитель, держатель ваучера или домовладелец.
Национальное контрольно-ревизионное управление Великобритании
В апреле 2013 года правительство запустило программу поддержки граждан, желающих приобрести жилье, «Помощь в покупке» (Help to Buy). Целью программы является стимулирование спроса на новое жилье за счет повышения доступности ипотечного финансирования и стимулирования застройщиков к строительству новых домов. В рамках программы правительство предлагает покупателям жилья в новых домах кредит на оплату первоначального взноса по ипотеке в размере до 20% от стоимости покупки. Это дополняет собственный взнос покупателя, который обычно должен составлять не менее 5%. Затем покупатели берут ипотечный кредит, как правило, в размере 75% от стоимости собственности. Ипотечные кредиты в размере 75% или менее от стоимости недвижимости зачастую имеют более низкую процентную ставку. ВОА Великобритании отмечает, что размер программы и механизм ее реализации соответствуют намерению Министерства по делам общин и местного самоуправления оказать существенное влияние на рынок недвижимости. Максимальный бюджет программы составил 4,6 млрд долл. США. Спрос в начале осуществления программы оказался высоким: за первые девять месяцев программой воспользовались 12,875 покупателей. Министерство рассчитывает вернуть инвестиции в размере около 6 млрд долл. США к 2040–2041 годам.
Национальное контрольно-ревизионное управление КНР
ВОА Китая проводит ежегодные проверки в отношении городских жилищных проектов, субсидируемых государством. В отчете 2016 года сообщается, что ВОА провел аудит 14,8 тыс. жилищных проектов. В ходе проверки было установлено, что объем средств на жилищные проекты, которые были незаконно выведены или присвоены, снизился на 78% по сравнению с предыдущим годом. Тем не менее, аудит выявил ряд проблем:
- наблюдались недостатки в управлении и контроле за проектами жилищного строительства;
- не применялись налоговые или финансовые преференции;
- политика в отношении реновации трущоб и строительства вспомогательных объектов не была осуществлена в полной мере;
- отмечались недостатки со стороны управляющих организаций в вопросах управления, в механизмах проверок и контроля.
Источник: https://ach.gov.ru/checks/sp-reshit-problemu-obmanutykh-dolshchikov-pomozhet-uvelichenie-finansirovaniya-i-polnyy-uchet-takikh